Обновления сайта

Найти интересующий номер газеты можно в рубрике архивы, выбрав определенный месяц.

или на календаре, нажав на дату публикации (дата с подчеркиванием).

Архивы
Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

Предложение по укрупнению муниципальных образований, прозвучавшее сначала на высшем уровне власти страны, а затем – области, сегодня активно обсуждается.

Одна из главных целей      этого обсуждения – услышать каждый голос, будь он за реформу или против.

Связана такая инициатива прежде всего с тем, что существующая система местного самоуправления не оправдала надежд, которые на неё возлагались. Органы власти получили большое количество полномочий, но и столкнулись с большими сложностями при их исполнении – отсутствием средств и квалифицированных кадров.

Каждый здравомыслящий житель земли светлинской наверняка может осознать, насколько сложно   (а порой даже невозможно) руководителям небольших поселений исполнять возложенные на них обязанности по содержанию и, главное, развитию сельских территорий: на них  нет производств, значит, и крупные налоги в бюджет не поступают, а на дотации  из бюджетов разных уровней особо  не размахнёшься...

Выход областные (да и не только: опыт таких преобразований имеется уже по всей стране) власти видят в развитии территорий через их укрупнение: экономически успешные муниципалитеты  способны выступить этакими локомотивами. Объединение, как полагается, позволит привлечь квалифицированные кадры во вновь образованные центры, появится наконец возможность более эффективно решать проблемы, коих накопилось немало. При укрупнении сократятся средства на управление (большая часть – около 70-80 процентов, отметил недавно председатель Заксоба Оренбуржья Сергей Грачёв, – бюджетов поселений сегодня идёт на содержание аппаратов администраций), и их можно будет направить в очередное «проблемное русло». Кроме того, объединение позволит сэкономить расходы на проведение выборов. У укрупнённого поселения, полагают авторы идеи, при увеличении доходной части бюджета появится возможность участвовать  в различных федеральных и област-ных программах (сейчас такое мало кто может себе позволить, ибо нет средств на софинансирование), которые привлекут   дополнительные денежные средства                     в территорию.

Плюсов реформа предполагает немало. А главным итогом её долж-но стать благополучное будущее муниципалитета.

Но вот возможно ли оно – объединение – в условиях конкретно нашего района?

Кин А.Д., глава администрации Тобольского сельсовета:

– В наших условиях проводить такую реформу нереально. Слишком большие расстояния в районе. Чтобы взять справку о подсобном хозяйстве, людям придётся  ездить, к примеру, из Восточного  в Коскуль или наоборот?

Если рассматривать вопрос бюджетный, здесь тоже много препон. Ведь наш район дотационный, и в принципе у нас нет сильных  и слабых муниципалитетов.

Положим, всё же поступит предложение объединить Целинный, более благополучный в финансовом плане, со Степным. Как думаете, согласятся целинновцы делиться со степновцами, расходовать средства на содержание соседской инфраструктуры?

У нас нет базы – предприятий, которые платили бы налоги, обеспечивая тем самым наполняемость казны. Судите сами: бюджет  Тобольского – около 2 800 тысяч рублей, из них собственных доходов – всего 486 тысяч. Остальное – дотации. И так у всех. Какая

польза может быть от

объединения?

Арефьева Н.Н., глава  администрации Актюбинского сельсовета:

– Проблема в том, что в районе нет муниципалитетов, которые могли бы служить теми самыми локомотивами.

Наш бюджет – два с небольшим миллиона рублей. А своих налогов собираем всего около 150 тысяч. Из-за безденежья мы не можем разрабатывать собственные программы, принимать участие в федеральных или областных, требующих софинансирования. Можем только оплачивать труд сотрудников администрации и клуба, пожарной охраны, содержание зданий и электроэнергию, которая расходуется на освещение улиц.

У нас 39 полномочий – владение, пользование и распоряжение  муниципальным имуществом, организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения топливом, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, благоустройства территории поселения (включая освещение, озеленение, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов), контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения, предупреждение чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, и т.д. и т.п. На их осуществление необходимы десятки миллионов рублей. Которых ну просто нет.

Если один муниципалитет не может справиться, разве получится     у него тащить за собой ещё один-два таких? Ведь, по сути, в нашем районе сельсоветы находятся примерно в равном положении. Да, где-то собираемость налогов чуть больше, но доходы всё равно мизерные.

Выход, считаю, может заключаться в изменении принципа начисления дотаций и субвенций               муниципалитетам из областного бюджета. Как это должно выглядеть? Понадобятся дополнительные средства – где их будут брать? Даже если сэкономить на зарплате служащих упразднённых администраций, эта сумма будет ката-     строфически мала в сравнении  с нуждами.

Но основная трудность даже   не в том. У нас очень большие расстояния между поселениями. Как будет выглядеть «сращивание»? Ведь людям придётся за справкой добираться за десятки километров. И это при том, что сейчас из Актюбинского в райцентр многие  не могут съездить, чтобы доставить в ту или иную организацию необходимые документы. Специалист сельсовета или я собираем справки у людей, развозим по ведомствам, когда бываем по служебной надобности в Светлом. А в случае объединения им к тому же сначала придётся ездить, к примеру,  в Тобольский.

Если область найдёт способ разрешить сложности, оптимальный вариант для каждой конкретной территории, если от таких преобразований последует польза, – все будем только рады. Но пока вопросов больше, чем ответов.

Семьдесят процентов налогов, собираемых на территории РФ, зачисляются в федеральный бюджет. Потом они обратным потоком возвращаются муниципалитетам в виде трансфертов.

В этой связи возникает справедливый вопрос: какой может быть плюс от того, что объединили три-четыре дотационные структуры?   В совокупности  им вернутся те же налоги в том же объёме... И полагать, что на укрупнённые поселения вдруг польётся денежный дождь, наверное, наивно: если финансов нет сегодня, откуда им взяться завтра?

И тут имеет смысл вспомнить о проблеме привлечения инвесторов в район. Её-то, наверное,                         и нужно ставить во главу угла при обсуждении в том числе и муниципальной реформы. Ведь только при наличии эффективной экономики и хороших управленцев  поселения могли бы работать     результативно, с перспективой  на развитие.

И здесь уже можно в какой-то степени согласиться с необходимостью реформирования, ведь навряд ли получится найти свыше 600   хороших менеджеров для руководства имеющимися на настоящее время в регионе муниципалитетами.

Но это всё, так сказать, мысли вслух (быть может, пока?).

А в реальности – принцип, по которому бедные бы женились  на богатых, а богатые – на бедных, как в старом любимом фильме «Женитьба Бальзаминова», в районе, уверяют специалисты, не сработает. И только лишь потому, что у нас богатых нет. Значит, главная задача – повышение эффективности комплексного развития объединённой территории, когда МО должны иметь финансовое обеспечение для исполнения своих полномочий, стимулы для привлечения  инвесторов и возможность расширения налогооблагаемой базы, – окажется попросту невыполнимой?..

Да и вообще, не станет ли итог таких преобразований противным сути и смыслу местного самоуправления – быть ближе к людям? Ближе, чтобы каждый, выйдя  на крыльцо своего дома, мог видеть флаг над администрацией  поселения и знать, что может обратиться к власти прямо здесь и сейчас ... 

Татьяна Богатенкова

Редакция будет признательна всем, кто захочет высказаться по теме реформирования  муниципалитетов.

Оставить комментарий

Погода в Светлом
Рубрики
Последние комментарии
Праздники России
Праздники России
Счетчик