Обновления сайта

Найти интересующий номер газеты можно в рубрике архивы, выбрав определенный месяц.

или на календаре, нажав на дату публикации (дата с подчеркиванием).

Архивы
Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

Областные власти, напомним, готовятся оптимизировать систему  местного самоуправления. Через  укрупнение муниципалитетов.

Смысл преобразования – укрепление их экономической основы и,  соответственно, повышение уровня  и качества жизни в реформируемых территориях, а также сокращение бюджетных расходов на  управленче-ский аппарат.

Своим мнением на этот счёт редакция попросила поделиться  бывшего главу администрации Светлин-ского поссовета А.Н. Болтенкова,  не один год отработавшего в системе местного самоуправления и потому знающего его проблемы,  что называется, изнутри.

Если  учесть, что авторы реформы намерены реализовывать её с учётом мнения населения, голос  А.Н. Болтенкова будет нелишним.

Вопрос укрупнения муниципальных образований, конечно же, должны решать их жители – исходя из того, какие преимущества они могут получить либо, наоборот, что-то потерять. Это предусмотрено и действующим федеральным законодательством.

Уверен, что рассматривать эту проблему в каждом конкретном случае нужно отдельно.

Тенденцию на укрупнение территорий наметила федеральная власть. Тому есть примеры в недалёком прошлом, когда объединяли целые субъекты Федерации –тот же Пермский край и Пермскую область и т.д.

В Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» приняты изменения, которые позволяют объединять администрации районных центров и районов. Конечно, это не  укрупнение муниципальных образований, но – оптимизация управленческих структур.

Далее. Все мы неоднократно слышали из средств массовой информации о создании так называемого электронного правительства. Благодаря ему у любого гражданина появится возможность не ходить в органы власти  за получением какой-либо услуги. Достаточно будет через Интернет подать  заявление в необходимое ведомство, и ему сообщат, когда прийти за документом.

Кроме того, отныне в соответствии с федеральным законодательством при получении какой-либо муниципальной услуги        (постановка на учёт в качестве нуждающегося в получении жилья,      получение пособия и т.д.) чиновники не вправе требовать у гражданина ту или иную справку, если интересующие их сведения находятся в реестрах федеральных либо муниципальных структур. Они сами обязаны запросить их и получить.

Всё это должно сократить общение простых граждан со служащими различных уровней, высвободить у  граждан кучу времени.

То есть очевидно, что федеральная власть предпринимает попытки по оптимизации управления государством и муниципалитетами, сокращению расходов.

Но Это общая тенденция.  А что приемлемо и что неприемлемо конкретно в ситуации, связанной со Светлинским районом?

Мы уже стали свидетелями того, что у нас нет своих подразделений таких служб, как суд, полиция,     военкомат, налоговая инспекция, почта и т.д. Они  переподчинены либо  Ясному, либо Орску.

Это начало административной реформы, которая, если будет идти таким образом, может привести  к упразднению района как такового.

Вспомните историю, когда вся территория Светлинского, Адамовского и часть Ясненского района имела столицу в  Адамовке. Хорошо ли это?

Думаю, что в настоящее время, когда декларируемое электронное правительство находится ещё   в зачаточном состоянии, упразднение (подчёркиваю: возможное) района может иметь крайне негативные последствия.

Власть, особенно муниципальная, должна находиться в «шаговой» доступности для граждан. Тем более что сельские муниципалитеты в большинстве своём   занимаются самыми простыми    и насущными заботами населения.

Представьте себе, что специалисты районной администрации (а если она будет где-нибудь в  Ясном?) возьмутся решать вопросы с выборами пастуха в Восточном или ремонтом туалета в муниципальной квартире Светлого. Ничего, кроме затягивания проблемы, это не вызовет.

Отрицательно отношусь и к объединению администраций райцентра и района. По ряду причин.

Во-первых, как уже говорил,  не исключаю возможности  ликвидации района как административно-территориального образования.

Соответственно, на этот случай поселковая администрация должна быть сильной, профессионально грамотной, так как останется  в Светлом единственной властью.

Во-вторых,  на случай объединения администраций не урегулирован ряд правовых вопросов. Это        отчётность главы перед двумя составами депутатов (районным  и поселковым), само исполнение двух бюджетов и т.д. Законодатели, кстати, уже не раз указывали на несовершенство данной поправки.

В-третьих, некорректно, считаю, лишать жителей именно райцентра права иметь своё муниципальное управление, тем более что Светлый – единственное муниципальное образование с неплохим бюджетом.

Более того, на мой взгляд, у районной власти вполне достаточно рычагов для управления сельскими муниципалитетами. И основной вектор её усилий в этом плане необходимо направить на помощь в создании комплексных   инвестиционных планов (КИП) перспективного развития – по примеру КИПа  Светлого. Это позволит каждому     муниципалитету понять, в каком направлении двигаться, в каких видах производств оказывать содействие, чтобы поселения развивались, а бюджеты их росли.

Для того в районной администрации есть силы, а именно экономический отдел, в сельских же    специалистов такой  категории попросту нет.

У райадминистрации есть и ещё одна важная роль. Она – своеобразное связующее звено между сельскими муниципалитетами и региональной властью.

Будучи главой посёлка, я, наоборот, предлагал внедрить ещё более мелкие структурные подразделения системы самоуправления – территориальные, что предусматривает статья  27 вышеупомянутого закона.

Что это такое? Это когда жители отдельного микрорайона (Самостроя, 8-го квартала и т.п.) создают территориальное управление. В этом случае они могут претендовать на какую-то часть поселкового бюджета и определять, что же в данной части посёлка сделать         на эти деньги в первую очередь. То ли установить детские игровые площадки, то ли провести газификацию, то ли улучшить освещение.

На практике бывало так.  Сделал поссовет вроде бы доброе дело – установил лавочки  у подъездов.                     А потом жильцы стали просить  убрать их: мол, на них собирается молодёжь и шумит.

Так вот, повторюсь, в случае развития территориального самоуправления население того или иного микрорайона само сможет решать, на что потратить выделенную ему часть бюджета – на лавочки-скамеечки или что-то другое. Таким образом жители получают возможность реально участвовать в самоуправлении, что является основой 131-го ФЗ.

Одним из аргументов  в пользу укрупнения муниципалитетов называется тот факт, что большинство сельских бюджетов дотационные, т.е. им выделяют деньги из областной казны. Мне он кажется небесспорным.

Не надо, не выделяйте. Просто не забирайте те налоги, которые собираются на территории. И не нужны будут дотации. И не будет оснований для упрёков, что муниципалитеты не могут обеспечить свои потребности.

К примеру, в поселковый бюджет поступает только 10 процентов от налога на доходы физических лиц. Дайте 50 или 70 процентов, и проблемы будут решены.

Бюджет Светлого на 2012 год составляет 24 963 тысячи рублей.  Из них дотации областного бюджета – 11 823 тысячи. Собственные доходы – 12 189 тысяч, причём   6 862 тысячи из них – это те самые 10 процентов НДФЛ.

Легко посчитать, что если бы в бюджете поссовета оставались все 100 процентов подоходного налога, собираемого в Светлом, то поступление только от него составило бы 68 620 тысяч рублей.

Разве есть где-то глава, который не хотел бы отремонтировать садик, дороги, школы? Не думаю, что такой найдётся.

Причина в том, что не хватает денег. И вина в том не столько главы, сколько в решениях вышестоящих эшелонов власти, которые определяют, сколько и каких налогов       оставить на  территории.

В общем, исходя из того, что федеральная власть пытается оптимизировать структуру управления, считаю, что к следующим выборам какие-то изменения могут произойти, и к этому местную муниципальную власть будут подталкивать и региональные власти.

Вкратце моё мнение на сей счёт таково. Хотелось бы, чтобы  район остался как муниципальное образование. При этом я против объединения поселковой и районной администраций. И считаю, что главу как района, так и поселения должны выбирать не депутаты, а жители.

Оставить комментарий

Погода в Светлом
Рубрики
Последние комментарии
Праздники России
Праздники России
Счетчик