Обновления сайта

Найти интересующий номер газеты можно в рубрике архивы, выбрав определенный месяц.

или на календаре, нажав на дату публикации (дата с подчеркиванием).

Архивы
Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

В пятницу – Всемирный день защиты прав потребителей. Эта дата послужила поводом для беседы корреспондента газеты с ведущим специалистом комитета экономики райадминистрации  Кораблёвой Татьяной Анатольевной.

 

– Татьяна Анатольевна, для начала приведите статистику: насколько активно светлинцы защищают свои потребительские права?

– Не активно. В 2012 году по вопросам соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей обратились 47 человек. Кроме того, некоторым были оказаны устные консультации – в официальную статистику их не заносим, – после которых люди уже   самостоятельно разрешали ситуации.

Проблема в том, что наши граждане до сих пор не научились защищать свои права. Нередко случается так, что продавец или сам предприниматель, вовсе не заинтересованные в возврате в магазин покупки, в резкой форме откажутся рассматривать жалобу потребителя – на том всё и заканчивается. А будь недовольный покупатель чуть осведомлённее, мог бы отстоять свои требования.

Единственная область, где не возникает особых проблем, – торговля продуктами питания. Как правило, приобретя просроченный или некачественный товар, граждане просто возвращают его, получая взамен деньги или аналогичный продукт питания.

– А что чаще всего становится поводом для обращения местных потребителей за защитой своих прав?

– В 2012 году 32 обращения касались отношений в сфере торговли, восемь – бытовых услуг, четыре –коммунальных, два – услуг связи   и одно – услуг транспорта.

Реальные нарушения Закона РФ «О защите прав потребителей» были обнаружены нами в 25-ти случаях.

Устных консультаций проведено22. 16-ти  гражданам оказана помощь в оформлении претензии, двоим – в подготовке искового заявления в суд.

Сразу отмечу, что оба обращения в суд были удовлетворены в пользу истцов – с взысканием с ответчиков материального ущерба, морального вреда и неустойки. Одно из них касалось продажи бракованного телефона. Второй иск был предъявлен к управляющей компании – с требованием возместить ущерб за перегоревшие бытовые приборы.

Чаще всего жалобы поступают на некачественную бытовую технику. К примеру, в прошлом году к нам обратились три человека с одинаковыми жалобами: приобрели холодильники, которые после нескольких недель или месяцев эксплуатации вышли из строя.

В основном виной поломки оказывался производственный брак. Во всех случаях  конфликт покупателя  и продавца решился мирным путём: на время проведения экспертизы, как и положено, гражданам предоставлялся в пользование другой бытовой прибор; потом холодильники либо ремонтировались за счёт продавца, либо вовсе заменялись на аналогичный товар.

А вот два разбирательства по поводу продажи некачественныхводонагревателей до сих пор не закончены. После проведения экспертизы предприниматели выдали заключения о том, что в поломке техники виновны перепады давления в сети водоснабжения. Но составлены акты явно неграмотно, не в соответствии с законом. Поэтому отправили документы на независимую экспертизу, ждём ответа.

Четыре раза за консультацией обращались жители райцентра, заказавшие у местных предприятий установку пластиковых окон, три раза – по поводу установки металлических дверей. Во всех случаях после оказания услуг обнаруживались дефекты изделий. И мы добились исправления недостатков.

Дважды помощь понадобилась женщинам, купившим дорогие шубы. Одной не понравилось качество изделия, другая обнаружила брак подкладки. Обеим удалось вернуть потраченные средства.

Жалобы поступают и на плохую мебель. В 2012 году их было две, и обе покупки были совершены в Орске. Один раз недостаток продавец устранил за свой счёт, в другой покупатели предпочли вернуть товар.

– И как же правильно защищать свои права?

– Первый шаг – предъявить претензию конкретно магазину, транспортной службе, коммунальной, банку, в котором берём кредит. Не нужно бояться, что дадут отпор; мы ведь платим деньги за ту или иную вещь, услугу, товар.

После, если положительного результата нет, можно обратиться к нам в комитет, в Роспотребнадзор, жилищную инспекцию, в те или иные надзорные органы.

Конечно, следует знать закон и уметь правильно им пользоваться. Повторюсь – очень часто потребители, приходя в магазин и сталкиваясь иногда с хамством, иногда просто-напросто с обманом, даже не знают, как защитить свои права.

По оценкам не только госорганов, но и общественных, даже международных организаций, россий-ский закон по защите прав потребителей – действительно работающий, и эффективно работающий, акт. Он позволяет предъявить претензию самостоятельно, не обращаясь к юристам, по факту продажи практически любого товара, если он реализован без надлежащей информации или с недостатками.

Проблема заключается не только в незнании закона, а ещё и в том, что граждане не горят желанием доводить дело до конца. Зачастую, в запале начав разбирательства, бросают дело на полпути: мол, нужно оформлять документы, тратить время... В итоге поощряют таким образом нарушение своих же прав. А ведь цивилизованный рынок сможет существовать только тогда, когда мы научимся защищать свои интересы как самостоятельно, так и с помощью контролирующих органов.

– Татьяна Анатольевна, а оказывается ли местным потребителям какая помощь в ликбезе ?

– Да, конечно. Помимо того, что мы регулярно проводим консультации для тех, кто обращается за помощью, организуем в комитете Дни открытых дверей и «прямые линии».

Очередное мероприятие, кстати, состоится сегодня: в 15 часов  в райадминистрации состоится семинар «О некачественной продаже товара» как для потребителей (им расскажут, что нужно делать при покупке недоброкачественного товара), так и для предпринимателей (их ещё раз «просветят»            об обязанностях). Также будет работать «прямая линия» – можно задать вопрос по телефону и получить квалифицированную помощь специалистов Орской службы Роспотребнадзора.

Подготовила  Татьяна богатенкова

Оставить комментарий

Погода в Светлом
Рубрики
Последние комментарии
Праздники России
Праздники России
Счетчик