Реклама партнеров
Обновления сайта

Найти интересующий номер газеты можно в рубрике архивы, выбрав определенный месяц.

или на календаре, нажав на дату публикации (дата с подчеркиванием).

Архивы
Май 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

В комнате на небольшой подставке, словно на стапелях в верфи, стоит  деревянная модель парусника. Представлен он не весь,  а  только – его средняя часть, изготовленная в разрезе.

На ней хорошо видно внутреннее устройство судна:  каюты, склады, лестницы;  тыре помпы для откачки воды, лебёдка  для подъёма-спуска якоря; на верхней палубе

обустроена звонница с колоколом...

 Автор этого произведения, потребовавшего при изготовлении     максимальной скрупулёзности, кропотливости, терпения, – светловчанин  Дмитрий Говоров.

Столь необычное хобби у него, что называется, родом из детства. Тогда из подручных материалов: брусков, досок, бумаги – он мастерил лишь простенькие парусники. Однако всегда грезил изготовить когда-нибудь точную модель фрегата, шхуны или каравеллы.

С годами эта мечта как-то забылась: окончание школы, учёба    в вузе, работа…

А года три назад Дмитрий натолкнулся в Интернете на сайт «Верфь на столе», где было размещено множество снимков моделей кораблей разных эпох и их отдельных элементов. Здесь же можно было найти тематические статьи и чертежи.

Потухший когда-то огонь большого желания вспыхнул в сердце. И то, о чём он некогда лишь фантазировал, решил воплотить в реальность. И принялся за дело.

Первую модель – копию средней части британского корабля «Победа», на котором ходил знаменитый вице-адмирал Нельсон, Говоров изготовил в конце 2010-го.   Ширина его корпуса составляла сантиметров 30, высота вместе  с грот-мачтой – около 50 см. Образец,                   на создание которого  ушло около месяца, был довольно прост по конструкции: в нём обозначались лишь основные элементы,   не везде соблюдались пропорции.

Долго он у Дмитрия не простоял. Один знакомый упросил продать его ему.

В феврале 2011-го принялся за сборку второй работы – той самой, о которой сказано выше. Она была готова через 10 месяцев.

Именно этот корабль он выбрал ввиду его необычной красоты, выразительности линий и ряда интересных конструктивных особенностей.

Одна из них – внутренняя  обшивка трюма: обычно используемые для неё доски прибивают горизонтально, а тут они расположены наискосок. За счёт этого увеличивается прочность вместилища.

Для сооружения копий морских бороздил используется не всякое дерево: материал должен легко поддаваться тонкой обработке   и иметь минимум текстуры.

Российские умельцы в основном предпочитают древесину фруктовых деревьев. Самый подходящий вариант – груша. Её Дмитрий нашёл без проблем: спилил старое дерево у родственников в саду.

Сложнее оказалось с инструментом. Детали требуется изготавливать точно по чертежу, причём вымерять, обтачивать, шлифовать их надо по миллиметрам. То есть приспособления  нужны специальные, а в широкой продаже их нет.

В итоге рейсмус и шлиф-рейсмус пришлось делать самому, а самую сложную их часть – специальные валы – помогли изготовить в СПК «Тобольский».

Осматривая модель фрегата,  я обратил внимание, что в нём имеются бойницы для пушек,                    но самих орудий нет.

– Пытался их сделать, но не смог, – пояснил мой собеседник. – Не позволили мои скромные технические возможности. Ведь пушки надо отлить из металла, нанести        на них орнамент, как на настоящих, соблюсти все изгибы, обозначить мушку. То есть потребуется точность не то что в миллиметрах –   в микронах…

– А что сложнее всего было изготавливать?

– Да, наверное, всё. Например, делать и соединять между собой шпангоуты – рёбра корабля. В реальном судне их, кстати, 64, а на моей модели – 14. Судно имеет обтекаемую форму, и потому каждая пара отличается по углу своего изгиба, длине; подогнать одну под другую очень непросто.    Не легче изготавливать и класть палубный настил – бимсы. Тоненькие досочки требуется  идеально отполировать и так же идеально «притереть» друг к другу.

По ходу разговора Дмитрий обратил моё внимание на микроскопические отверстия на наружной обшивке модели.

Для крепления «одежды» корабля к каркасу, да и соединения всех внутренних элементов, даже палубных досок, пояснил он, использованы нагели – мелкие деревянные гвозди. Длина их – 4-5 миллиметров, толщина – 0,8 мм. Где их  достал?.. Сделал сам: с помощью шприца с иглой «выковыривал»    из древесины. Вдумайтесь: всего таких нагелей было использовано около пяти тысяч.

Придерживался точности в размерах и пропорциях Дмитрий не случайно. Ведь он занимается так называемым адмиралтейским типом моделирования, задача которого – не только, и не столько, продемонстрировать внешний облик судна, сколько показать в максимально возможной полноте его внутреннее устройство.

Осенью прошлого года фотографии своего фрегата наш земляк  отправлял на конкурс, проводившийся на сайте «Верфь на столе», и занял на нём третье место, заслужив медаль соответствующей степени. А оценивали его работу специалисты, десятки лет посвятившие себя такому же увлечению.

Останавливаться на достигнутом Дмитрий не собирается. Во-первых, саму модель фрегата он планирует доработать. А во-вторых, ему хотелось бы теперь сделать модель такого же корабля уже целиком – с мачтами и парусами. Длина его должна составить около полутора метров, высота – под два. Мастер надеется, что в зале разместить судно ему удастся.

Что даёт нашему земляку его  хобби – редкое, наверное, даже   в масштабах области?

По словам самого Дмитрия, прежде всего – возможность отдохнуть от довольно напряжённой работы специалиста-эксперта Ясненского отдела в посёлке Светлом областного Управления Росреестра, занять свой досуг.

Ну а в конечном счёте – возможность самому себе доказать, что мечты  всё же сбываются...

Алексей ДЕРБИН  Фото автора

Оставить комментарий

Реклама партнеров
Погода в Светлом
Рубрики
Праздники России
Праздники России
Счетчик