Обновления сайта

Найти интересующий номер газеты можно в рубрике архивы, выбрав определенный месяц.

или на календаре, нажав на дату публикации (дата с подчеркиванием).

Архивы
Ноябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Ведь что такое местное самоуправление? Если верить словарю, то это «система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории». В казённой фразе – огромное количество  смыслов.  А главное – ответственности! Проще говоря, без инициативы  местной власти и жителей не сделать жизнь лучше, экономику – прибыльней,  а социалку – качественней и эффективней.

Зачем  объединяться?

Местное самоуправление изначально призвано решать насущные вопросы жителей Оренбуржья в своих муниципалитетах. Для этого власти на местах нужны две вещи –  полномочия и прочная финансовая база для их реализации. Это в идеале. А в реальности – у муниципалитетов с избытком только полномочий (т.е. обязанностей) и – минимум средств на их осуществление. Низкий уровень собственных доходов местных бюджетов, нехватка квалифицированных кадров, слабая материальная база, отсутствие чётких стратегических целей и приоритетов  в социально-экономическом развитии – вот лишь краткий перечень проблем, с которыми сегодня живут муниципалитеты.

Так вот, снять эти проблемы помогут изменения, которые сегодня происходят в муниципалитетах.

– Главное направление мы видим в увеличении доходов местных бюджетов, – говорил на собрании Совета Ассоциации муниципальных образований области губернатор Юрий Берг. – Уровень бюджетной обеспеченности муниципальных образований области представляет собой довольно пёструю картину. Разрыв между самым обеспеченным и самым малообеспеченным муниципалитетом по группе «городские округа – муниципальные районы» превышает 11 раз. По группе «поселения» – 185 раз. В поселениях, где большая часть бюджета уходит на финансирование аппарата управления, а собственные доходы минимальны, говорить о качественном решении вопросов местного значения, а тем более о развитии поселения практически не реально. Поэтому узловой задачей органов местного самоуправления           по-прежнему остаётся повышение финансово-экономической самодостаточности за счёт расширения налоговой базы, привлечения инвестиций, развития малого и среднего бизнеса, наращивания промышленного и сельскохозяйственного производства.

 Как  объединяться?

Сегодня преобразования муниципалитетов в Оренбургской области идут по трём направлениям.

Первое –  объединение двух и более поселений, не влекущее изменение границ  других муниципальных образований.

На сегодняшний день завершены    мероприятия по объединению 44-х    поселений в 22 муниципалитета.  В октябре здесь пройдут выборы, а до 1 января 2014 года будут приняты уставы и бюджеты.

Второе – объединение городского округа и одноимённого района в единый городской округ. Так происходит с Гаем и Гайским районом и Сорочинском и Сорочинским районом.

Третье – наделение городских поселений статусом городских округов  с одновременным включением в их состав сельских поселений. Это Абдулино и Абдулинский район, Соль-Илецк и Соль-Илецкий район, Кувандык            и Кувандыкский район, Ясный и Ясненский район.

Нетрудно догадаться, что процесс укрупнения проходит по принципу, когда экономически сильный или обладающий хорошим экономическим потенциалом муниципалитет становится «паровозом», который должен потянуть новое муниципальное образование к позитивным переменам.

– Реформа местного самоуправления – это инструмент для эффективного социально-экономического развития территории, не больше и не меньше, – комментирует этот процесс первый заместитель руководителя аппарата губернатора и правительства области Вера Баширова. – Как, например, молоток, который можно положить на полку – и он будет бесполезен, а можно забить гвоздь и построить дом –и тогда от него будет несомненная польза. То же самое и с объединением: если просто объединиться и больше ничего не делать, то никакого блага люди не почувствуют. Нужно еще научиться использовать возможности и преимущества, которые даёт объединение и укрупнение.

 С  кем  объединяться?

Когда речь заходит о третьем варианте – объединении города и района  в единый городской округ, часто возникает вопрос: а не проще ли объединить их под эгидой района вместо того, чтобы целый район заводить под     городской округ?

Оказывается, не проще.

– По закону об общих принципах организации местного самоуправления городской округ – это единственная модель управления территорией, имеющая  единый бюджет и централизованную систему власти, – поясняет Вера Баширова. – Главное преимущество такой структуры – возможность перераспределения средств между всеми входящими в состав округа территориями для своевременного решения первоочередных вопросов и проблем. В рамках «муниципального» 131-го ФЗ в городской округ могут входить и сельские территории. Поэтому именно городской округ – та правовая конструкция, которая даёт  возможность объединить силы и устранить громоздкую двухуровневую систему управления, характерную для муниципального района.

А  людей  спросили?

Непраздный вопрос, учитывая, что речь-то идет о местной власти – той, что к народу ближе всех. И ответ на него однозначный: спросили!

– Процесс начинается с того, что городские и сельские Советы назначают дату проведения публичных слушаний о преобразовании муниципалитетов, – говорит Вера Баширова. – О времени и месте проведения публичных слушаний все жители города или села оповещаются заранее, им предоставляется возможность заблаговременного ознакомления с проектом обсуждаемого правового акта. Участие   жителей в публичных слушаниях – свободное и добровольное, а результаты обсуждений обязательно публикуются. После публичных слушаний в городе и в селах проводятся Советы депутатов, на которых депутаты принимают решение, выражающие согласие населения на присоединении сельских поселений к городу. Принятые решения предоставляются губернатору, который даёт поручение о подготовке Закона Оренбургской области о преобразовании муниципальных образований путём их объединения с городским округом. Закон принимается Законодательным собранием Оренбургской области.

На сегодняшний день, если говорить о подтверждающих примерах, публичные слушания проведены в городе Сорочинске, а городской Совет принял решение поддержать инициативу правительства области о преобразовании. Публичные слушания прошли во всех поселениях района, и везде население высказалось за преобразование.

 Что  с  финансами?

– Правительство области выполняет договорённости, и во время переходного периода объёмы финансирования муниципалитетов сохранятся, – говорит Вера Баширова. – На этом особенно настаивали люди в ходе публичных слушаний.

Обратим внимание на слова «переходный период». В результате реформы вновь образованные муниципалитеты должны стать самодостаточными территориями в плане формирования муниципальных бюджетов. Но и когда переходный период закончится, они не останутся без поддержки.

– Из областного бюджета выделяются значительные средства на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, – заявил Юрий Берг на совете Ассоциации муниципальных образований. – Действуют Фонд финансовой поддержки муниципальных районов и городских   округов, а также Фонд финансовой поддержки поселений. Но это вовсе  не должно порождать иждивенческих настроений. Времена, когда 90 процентов доходов и финансовой помощи    государства направлялись на содержание муниципальных служащих, прошли.

Здесь стоит отметить, что реформа влечёт за собой сокращение числа муниципальных служащих, как и числа депутатов сельских Советов, и, соответственно, расходов на их содержание. Вдобавок к экономии для местного бюджета – повысится качество      муниципальных управленческих       кадров.

 Сохранятся  ли

сельские  льготы?

Этот вопрос всегда первым звучит на публичных слушаниях. Поэтому  и ответ прямой: да, сохранятся, причём в полном объёме.

– При вхождении сельских поселений в городской округ сохраняется порядок финансирования населения в зависимости от места проживания – город или село, – поясняет первый заместитель руководителя аппарата губернатора и правительства области. – Вопросы льгот связаны с типом административно-территориального устройства, а не с типом муниципалитета. Административно-территориальное устройство населённых пунктов не меняется, значит, у  сельского населения сохраняются льготы по оплате электроэнергии, право на участие в областных программах («Земский доктор», «Социальное развитие села до 2015 года», «Сельский дом»). Образовательные, клубные учреждения, находящиеся на территории сёл, которые войдут в городской округ, остаются сельскими. Сохраняются и льготы по оплате коммунальных        услуг.

 Надо ли  менять  прописку?

– В процессе преобразования граждане фактически не меняют места жительства, и так называемой перерегистрации не происходит. В паспортах граждан по мере их обращения по вопросам выдачи, замены паспорта проставляется отметка о регистрации  с указанием нового адреса с первоначальной датой регистрации. Такая же отметка производится по желанию гражданина.

 Когда завершится  реформа?

Реформа муниципальных образований в области должна быть завершена в 2015 году, когда область будет подводить итоги реализации «Стратегии прорыва».

– Оптимизация муниципальных образований не должна заключаться  лишь в изменениях территориальной организации местной власти, – не раз отмечал губернатор.  –  Конечная цель реформы – улучшение качества жизни на селе, повышение дееспособности местной власти и, как следствие, повышение доверия к ней со стороны граждан.

То есть к 2015 году муниципальные образования области должны стать самостоятельными, экономически обеспеченными и дееспособными. Так сказать, должны «повзрослеть» и окрепнуть.

Юрий НЕЧАЕВ

Оставить комментарий

Погода в Светлом
Рубрики
Последние комментарии
Праздники России
Праздники России
Счетчик