Что такое дистанционное банковское обслуживание? Консультацию на этот счёт даёт заместитель председателя правления ОАО «БАНК ОРЕНБУРГ» Александр Меркитанов.
Современные информационные технологии давно вошли в нашу жизнь. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), мобильный телефон есть у подавляющего большинства россиян (о его наличии сообщают 92 процента опрошенных), более 60 процентов имеют в семье компьютер, 37 процентов практиче-ски ежедневно посещают Интернет.
Не остаётся в стороне от современных технологий и российское банковское сообщество. В настоящее время более половины граждан активно используют банковские пластиковые карты.
Но мобильные телефоны, компьютеры, Интернет, пластиковые карты – всё это разработки прошлого века. Сегодня лидеры индустрии информационных технологий предлагают инновации, основанные на синтезе различных решений: нет-бук, смартфон, планшет и многое другое. А как же банки? Современная технология, призванная упростить решение многих проблем, стоящих перед клиентами банков, получила название дистанционное банковское обслуживание (ДБО).
ДБО – это комплекс, включающий в себя весь спектр банковских услуг (как для физических, так и для юридических лиц), предназначенных для финансового и информационного электронного обслуживания клиентов без непосредственного обращения в офисы кредитного учреждения. Он позволяет контролировать состояние своих счетов и управлять денежными средствами на них, в том числе через применение банковских карт, оплачивать мобильную связь, Интернет, жилищно-коммунальные услуги, осуществлять денежные переводы, оплачивать покупки в Интернет-магазинах, пополнять электронные кошельки. И всё это можно сделать в режиме реального времени и с любого компьютера, планшета, смартфона, подключённого к Интернету, при этом обеспечить высокий уровень конфиденциальности и безопасности.
Что дают технологии дистанционного банковского обслуживания юридическим и физическим лицам? В обычных условиях предпринимателю, чтобы узнать о поступлении средств на счёт, распорядиться ими, получить наличные, необходимо, как минимум, прийти в офис банка, причём исключительно в рабочее время. Хорошо, если очереди не будет.
А как быть, если денежные средства поступили прямо сейчас? Возвращаться, готовить документы на перевод – это долго. Поручить подготовку документов сотруднику банка – дополнительные расходы, к тому же надо иметь с собой печать. Готовить документы заранее, не зная о сумме поступивших средств, – неудобно…
А можно, используя ДБО, получить SMS-сообщение о поступлении денежных средств. В удобное время и в удобном месте подготовить распоряжения на перечисление и направить их в банк для исполнения. Если предприниматель пользуется услугами бухгалтера – дать распоряжение ему в любом удобном виде. При этом имеется возможность организовать процесс так, что ни один документ не будет исполнен банком, если он предварительно не проконтролирован и не подтверждён лицом, имеющим право первой подписи.
Нужны наличные деньги – дистанционно даётся поручение банку перечислить средства на карточный счёт, и по истечении буквально нескольких минут наличные можно снять в ближайшем банкомате.
Физическим лицам использование ДБО также даёт немало преимуществ. Любого человека интересует, когда и в каком размере будет выплачена зарплата, перечислена пенсия. Вряд ли кого-то не порадует пришедшее на телефон SMS-сообщение о поступлении долгожданных средств. Можно, конечно, в ближайшем банкомате получить все деньги наличными, а можно немного сэкономить.
Как правило, оплата мобильного телефона и коммунальных услуг с банковского счёта производится без дополнительных комиссий (в отличие от оплаты наличными в терминалах или кассах). Сделать это можно как в банкомате, так и через Интернет или непосредственно со смартфона, установив специальное приложение. Книги, детские игрушки, билеты на поезд, самолёт, многие другие товары в настоящее время легко приобрести через Интернет с помощью технологий ДБО.
И всё это уже не фантастика, а реальность, которая появилась и развивается на наших с вами глазах.