Обновления сайта

Найти интересующий номер газеты можно в рубрике архивы, выбрав определенный месяц.

или на календаре, нажав на дату публикации (дата с подчеркиванием).

Архивы
Октябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Листая как-то «Южный Урал», я наткнулась на интервью  актрисы театра и кино, заслуженной  артистки России Натальи Колякановой.

И каково же было моё удивление, когда я  прочла, что часть её детства прошла… здесь, в Светлом. Родилась же она в Оренбурге.

Наталья Коляканова  довольно часто появлялась на экранах в девяностые и нулевые годы. Среди без малого трёх десятков названий  достаточно вспомнить её Амалию Гишар из сериала «Доктор Живаго», майора медслужбы из военного детектива «Смерть шпионам», Пряхину из «Театрального романа» и Кристину из нашумевшего в своё время фильма Павла Лунгина «Такси-блюз».

В беседе с журналистом областного издания она поведала много    интересного о  себе, о семье, об актёрской судьбе и собственном мироощущении. Впрочем, судите сами.

Я родилась на свет не в роддоме, а в новостройке на улице Коммуны. Моя прабабушка была повитухой и сама приняла роды  у моей мамы, то есть своей внучки. А родилась я в «рубашке». Прабабушка вовремя освободила меня от этого рубашечного плена, отрезала пуповину, которую вместе с плодным пузырём закопала   в огороде.

На момент моего рождения папа работал поваром-кондитером   в Доме офицеров. Правда, чуть поз-же он какое-то время  заведовал рестораном «Урал», но руководящая должность его не прельстила. А мама была модельером обуви на местной фабрике. В Оренбурге мы жили сначала у бабушки, потом отец с матерью сами построили саманный  домик на окраине Форштадта. Когда я уже училась   в средних классах, родители вместе со мной и младшей сестрёнкой переехали в посёлок Светлый, там нам дали квартиру с удобствами, какой не было в городе. И там я впервые оказалась на самодеятельных подмостках: в школьном спектакле «Свадьба в Малиновке» играла Трындычиху. Так научилась тараторить, что пользовалась бешеным успехом!

Но через три года началась газовая эпопея, отец устроился на работу в Дедуровку и вскоре стал личным поваром у начальника управления, затем директора ПО «Оренбурггаздобыча», а ещё позже – у главного инженера ВПО «Оренбурггазпром» Р. Вяхирева.

– Как-то на уроке литературы  я прочитала наизусть стихотворение Есенина «Заметался пожар голубой». Весь класс сначала замер, а потом как будто посмотрел на меня другими глазами. Мне стало понятно, в чём моя сила: я могла заставить  слушать себя, только для этого надо было приподняться над привычной обыденностью.

После школы пыталась поступить в один из московских театральных вузов, но потерпела неудачу.  Вернулась в Оренбург. Чтобы показать свою независимость, окончила какие-то торговые курсы и пошла работать на овощной рынок. Попутно занималась в секции по велоспорту. Мне дали казённый              велосипед, на нём я ездила на работу, а оттуда – на тренировки.

Однажды утром по дороге на рынок  случайно узнала, что к нам на гастроли прибыл Иркутский драмтеатр и при нём создана комиссия, которая набирает  группу для учёбы в их театральном училище. После работы я приехала к зданию оренбургской драмы: на велосипеде, в старых кедах, футболке, собственноручно сшитых штанах заявилась на прослуши-  вание.

Мне запомнился предложенный на экзамене этюд.  Надо было представить, что отцу делают тяжёлую операцию и его жизнь висит на волоске. Я просто сидела неподвижно, и у меня вдруг пошёл внутренний монолог: что было бы, если бы мой папа в самом деле умирал. Видимо, у меня было такое лицо… Когда по сценарию вошёл «доктор» и сказал:  «Ваш папа жив»,  я, не помня себя, кинулась к нему на шею. Стала обнимать, и у меня  совершенно непроизвольно хлынули слёзы! Этого, кажется, никто  не ожидал, да и я сама не была готова к собственной реакции. В общем, меня приняли, и мы всей оренбургской компанией поехали в Иркутск.

Это было в далёком 1974 году.  В составе комиссии, набиравшей первокурсников, в Оренбург приезжал  Виталий Венгер – народный артист России, лауреат Государственной премии, многие годы работавший актёром в Иркутском театре и  художественным руководителем в театральном училище. Наталья Коляканова стала одной из его любимых учениц. В своей книге «Птицы небесные» мэтр посвятил ей целую главу. После окончания училища  актрису взяли  в штат театра имени Охлопкова, где она сыграла немало ролей. Но, как пишет  тот же Виталий Венгер, вскоре иркутские рамки стали для неё тесны.

– Мне захотелось более глубоких  знаний по своей профессии, и я поступила на актёрско-режиссёрское отделение ГИТИСа. Попала  в мастерскую Марка Захарова, который через год передал наш курс театральному режиссеру Анатолию Васильеву.

Так я начала работать  в его театре «Школа драматического искусства», где сыграла самые лучшие роли. Самый важный и продуктивный период моей жизни связан с этим режиссёром. Но через тринадцать лет я покинула его группу. Это был трудный для меня год: умер отец, я ушла из театра, рассталась с любимым человеком. Поменяла практически всё  – окружение, образ жизни.

Но именно в те годы Наталья Коляканова заявила о себе на экране.  Кинокритики отмечают, что она принесла в кино острую эксцентрику, иронию, замешанную на боли, гордую обособленность своего существования  в мире. Приход  актрисы в кинематограф                        не был внезапным, Наталья  начала осваивать профессию киноактрисы с маленьких ролей, но в картинах, создаваемых известными личностями.

В её кинематографической биографии есть страничка, связанная с поэтом Евгением Евтушенко   и его фильмом «Детский сад».

– Там был совсем маленький эпизод  в сцене свадьбы, – вспоминает она. – В 1983 году Евтушенко приехал  на натурные съёмки  в Иркутск, увидел меня в театре. Подошёл после спектакля  и сказал: «Все роли у меня уже распределены, съёмки начались, но я бы хотел и вас поснимать, может, хоть в массовке». Через несколько лет он пригласил меня на роль матери главного героя в картине «Похороны Сталина».

– Я актриса до мозга костей, – признаётся  Наталья, – такой крен не способствует личной жизни. Психологические перегрузки, в конце концов, сказываются на физическом здоровье. Я так «болела» театром, что часто жертвовала ради него семьёй, сыном, матерью. Наверное, я поплатилась за свою страстность и такое эмоциональное погружение в театральный мир, ведь я могла играть спектакль с пневмонией, с высокой температурой!  Я так  жила каждый день – горела, пылала, и в результате возненавидела всё , что связано с театром… К кинематографу я не была так привязана, там я играла для радости! Но если на театральной сцене мне повезло на «своего» режиссёра, то на съёмочной площадке единственная знаменательная встреча – это Лунгин: когда снималась в «Такси-блюз», «Свадьбе», «Олигархах», «Бедных родственниках», то ощущала радостную лёгкость именно от этой   непривязанности. Я поняла, что Павлу Лунгину нравятся люди, заряженные энергетикой, фонтанирующие. Он любит говорить:     «Играй так, будто шампанское открыли».

У Натальи Колякановой  сын тоже актёр – Даниил Белых.  Ему 33 года.

– Данила успел попробовать себя в различных сферах деятельности: с восьмого класса мыл машины, продавал газеты, позже занялся бизнесом. В 2000-ом окончил Щукинское театральное училище, работал в театре Армена Джигарханяна. В кино начал мелькать  со второго курса, снялся  уже в трёх с лишним десятках фильмов и сериалов.

Многие советские актрисы как бы переломили себя, после многолетнего простоя они активно снимаются в мыльных сериалах или  крошечных эпизодах, а то и в рекламе.  Наталью подобная универсальность не привлекает.

– У меня нет на это сил: моя энергия просыпается только тогда, когда я вижу перспективу, цель, смысл. А когда этого нет, мне   неинтересно – наступает апатия. Не могу себя перестроить и сниматься лишь ради материального благополучия. Ей не нравится  в современном кинематографе  отсутствие глубины, истоков.

– Слишком часто драматургия, режиссура, актёрская игра вырождаются  в кривлянье, обезьянничанье во имя удовлетворения низменных запросов публики. А когда-то актёр был проповедником, оракулом. Я уверена, что и сегодня жизнь в искусстве должна предполагать  высокую цель. Ведь прежде чем произнести со сцены какие-то слова, мы должны понимать, во имя чего они будут произнесены, какое воздействие будут иметь,  в том числе и на тебя самого. Что ты дашь миру – тем он тебе и ответит.

...Вот такая она, Наталья Коляканова. И знакомство с ней, надеюсь, было интересным и полезным для наших читателей.

Подготовила  Любовь Григорьева

 

 

Один комментарий на “…А начиналось всё на школьной сцене в Светлом”

  • Галина:

    Уважаемая Любовь Григорьева! А не ошиблись ли Вы с Натальей Колякановой? Может быть, она жила вовсе не в нашем Светлом? Ведь в Оренбуржье есть еще один поселок с таким названием.

Оставить комментарий

Погода в Светлом
Рубрики
Последние комментарии
Праздники России
Праздники России
Счетчик